Когда в 1949 г. Мао Цзэдун (1893-1976 гг.) провозгласил с площади Тяньаньмэнь (Ворота Небесного спокойствия), расположенной на юге императорского дворца, Китайскую Народную Республику, Пекин вновь стал столицей Китая и витриной для новых властителей: «великий председатель» поселился в императорских покоях.

Почти четыре десятилетия Китай страдал от беспорядков и войн, и в начале коммунистического господства страна была обескровлена; однако в начале 1950-х гг. земельная реформа с экспроприацией крупных землевладельцев и раздачей земли мелким крестьянам и национализация предприятий привели к быстрому оздоровлению экономики. Из Пекина Мао начал ряд кампаний и движений с целью укрепления власти партии и ее «великого председателя». Так, в 1957 г. кампания «Пусть расцветают сто цветов» (Байхуа юньдун) призвала представителей интеллигенции к критике правительства и партии, однако в 1958 г. критиковавшие подверглись преследованию как «правые уклонисты». В то же время была предпринята попытка с помощью «большого скачка вперед» догнать промышленно развитые западные страны. Однако он привел к бесхозяйственности, последствия которой у-

бились стихийными бедствиями и неурожаями. Вследствие голода погибло 20-30 млн человек, преимущественно в сельских районах. В Пекине же люди пользовались привилегированным усиленным столичным снабжением. В результате Мао был вынужден уступить свой пост президента Лю Шаоци, а после этого заметил снижение своего влияния и внутри партии. Для укрепления собственной власти он с помощью своей жены начая «великую пролетарскую культурную революцию». Для этого 18 августа 1966 г. на площади Тяньаньмэнь он принял миллион школьников и студентов в «красную гвардию» и поручил им продвигать культурную революцию. По приказу Мао по всей стране началось преследование интеллигенции и людей буржуазного происхождения, а также его личных противников и конкурентов. Внутриполитическая борьба между различными направлениями и беспорядки первых лет культурной революции оборвали упорядоченную жизнь. Стоявшая за «красной гвардией» так называемая «банда четырех», в которую входила и жена Мао, была свергнута вскоре после смерти Мао, в 1976 г.

Пекин — центр открытости и реформ

Начиная с 1978 г. с введением Дэн Сяопином (1904-1997 гг.) политики реформ и открытости были модернизированы сельское хозяйство, промышленность и военная сфера.

Особые экономические зоны в восточнокитайском прибрежном регионе стали авангардом экономического развития. После легендарной поездки Дэн Сяопина в Южный Китай в 1992 г. по всей стране начался экономический подъем с впечатляющими показателями роста.

Экономический подъем, принесший улучшение жизни многих китайцев, сопровождался и новыми проблемами — безработицей, оттоком населения из страны, экологическими проблемами и коррупцией. В 1989 г. они стали темой выступления студентов и рабочих на площади Тяньаньмэнь. Кровавая точка, поставленная Дэн Сяопином с несколькими консервативно настроенными партийными руководителями, заставила страну замереть на несколько лет.

Однако начиная с 1990-х гг. в экономическом и политическом развитии Китая начался курс, который, возможно, еще больше укрепился благодаря проведению Олимпийских

игр 2008 г. Впрочем, похоже, что радикальные политические реформы все еще находятся в отдаленном будущем; возможно, Китай еще останется на какое-то время государством с однопартийной системой, в котором слово партии значит больше, чем любое другое. Благодаря Олимпиаде Пекин обрел современный облик: озеленен центр города, промышленные предприятия перенесены на окраины, расширен аэропорт. Но в то же время в десятки раз сократилось число старых переулков, небольших жилых домов и исторических мест. К объектам, охраняемым законом как памятник культуры, относится здание одного из многочисленных филиалов аптеки «Тунжэнь- тан», крупнейшего производителя препаратов традиционной китайской медицины в стране, основанное еще во времена раннего правления династии Цин. Эта древняя аптека располагается посреди роскошного пекинского жилого двора. Здесь можно пройти обследование у врача традиционной китайской медицины и получить назначение на лечебный травяной отвар. Рецепты проверены в течение многих поколений, многие из них пережили не одну династию.

Вверху слева: Мао перестал быть вездесущим, но его портрет у входа в Запретный город до сих пор неприкасаем

Вверху: Город меняет свой облик, многие традиционные строения уступили место современным кварталам

Справа: Эта аптека входит в состав предприятия «Бэйцзин Тунжэньтан», одного из древнейших производителей препаратов традиционной китайской медицины, основанного в 1669 г.

Внизу: Исторические принадлежности служат не только украшением, их и сегодня используют в китайских аптеках

Похожие записи